Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 15.04.2021, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ № 5 п. Кумская Долина Левокумского района

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2011 » Март » 10 » Историко-краеведческий музей
15:27
Историко-краеведческий музей

Патриотизм - веками закрепленное чувство любви к своему народу, к своей культуре, языку, к своему родному краю.

Наша школа не первый год работает в этом направлении.  Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах и поездках по достопримечательным местам, в археологических изысканиях, во время встреч с интересными людьми, которые живут рядом. А знание своих корней – основа патриотизма.

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.

Академик  Лихачев Д.С., говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники». 

Поскольку одним из источников обогаще­ния учащихся знаниями родного края, воспи­тания любви к нему и формирования граж­данских понятий и навыков является истори­ческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Любой ребенок начинает осваивать мир с малого, и лишь потом к нему приходит понимание того, что такое общее. Изучение прошлого своей семьи, поселка, района, края дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории страны. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию- к стране, в которой ты живешь.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поко­ления в поколение передаются веч­ные, непреходящие ценности: трудо­любие, честность, справедливость, со­вестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народа­ми, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благопо­лучия человека, условие успешного развития общества.

«Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то интересно. Что интересно, то и запоминаешь». Эти слова могут служить девизом для краеведа, организующего с учащимися сбор материала.

            Ученики знакомятся с непосред­ственными участниками событий дале­кого и близкого прошлого, а также на­ших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе.

Вряд ли можно признать правиль­ным подход, когда в практике отдель­ных школ все внимание краеведов-сле­допытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом. Поэтому считаю, что на первый план должно выступать  изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, по­вседневность событий прошлого и настоящего.

Центром  патриотического воспитания в нашей школе стал школьный историко-краеведеский музей. Он был торжественно открыт накануне празднования великой даты –60-летия  Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.




Наш музей располагает такими экспозициями, как «История поселка Кумская Долина», «История школы», «Великая Отечественная война в судьбах наших односельчан», «Казаки-некрасовцы» и другие. Самый большой раздел - военной тематики. Здесь многие экспонаты – настоящие семейные реликвии. Это отданные родными на  хранение в наш музей похоронка с фронта и письма-треугольники, удостоверения к наградам и сами награды, солдатские каски и котелки, газеты военных лет и фотографии. Это результат многолетних поисков. Все это время мы не прекращали работу по сбору фотографий, документов, воспоминаний о тех трудных годах.

Многие односельчане с трудом расставались с семейными реликвиями. Некоторые из них передавались в наш музей на хранение в самый последний момент перед открытием, когда люди видели, насколько трепетно и ответственно создатели музея относятся к своему делу. Так было с Ушаковой П. А., которая принесла хранившуюся в семье с 1945 года похоронку на отца, полученную ее матерью Авиловой А. М. Сегодня – это один из самых дорогих экспонатов раздела, посвященного Великой Отечественной войне.

Один из разделов посвящен поисковой работе, связанной с именем пионера-героя Вани Ускова. К 50-летию Победы на территории нашей школы был открыт памятник герою и состоялась первая встреча с его родными. И уже более 20-ти лет учащиеся нашей школы ведут переписку с родными сестрами В. Ускова, живущими на Ставрополье и в Москве.

 

Еще одно направление нашей работы по патриотическому воспитанию – рассказы о солдатах наших дней. В школе собран альбом, в котором помещены фотографии и сведения о наших выпускниках, проходивших службу в «горячих точках». А в школьном музее есть экспозиция, посвященная тем из них, кто отдал Родине свой долг до конца – ценой своей жизни. Это участник афганской войны Кутыгин  Виктор и защитник  города Буденновска  от банды Басаева в июне 1995 года – Яковлев Виктор. Их родственники передали нам на хранение фотографии, личные вещи. Они приходят к нам в школу, встречаются с учениками и учителями, вспоминают своих самых родных людей. Они рассказывают, какими те были обыкновенными мальчишками, совсем и не мечтавшими стать героями. Но случилась беда, и они не струсили, спасая других,  погибали сами.


Среди наших выпускников есть награжденные Орденами Мужества. Это Золотарев Р. Ю., Тарасевич К. А. Встречи без пафоса и громких слов помогают нашим детям понять, что такое любить

свою родину и быть ее настоящими гражданами.


Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного  края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных организаций и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых  людьми того времени.

Особенно сложной для осмысления и понимания стала история нашей страны в 20 веке, но она интересна тем, что у детей есть возможность не только прочитать о событиях, в книгах, но и узнать об отношении к ним очевидцев: родственников и соседей. При подготовке к урокам, во время встреч с интересными людьми ребята узнают о судьбах своих близких от дедушек и бабушек, а потом рассказывают о тех, кто был раскулачен, кто оказался в лагерях, пострадав от репрессий, кто пахал на себе во время войны, кто восстанавливал разрушенное после войны, работая за трудодни, о тех, кто становился Героем Социалистического Труда, получал ордена и медали, кто становился  делегатом партийных съездов и депутатом Верховного Совета страны. В данной ситуации всегда будет присутствовать элемент личностного восприятия, когда любой излагаемый факт уже прошел через горнило собственного переживания, и когда выработалась определенная установка на столкновение с эхом прошлого. В процессе формирования определенных убеждений человека важное практическое значением играют эмоции, так как без них невозможен процесс формирования чувств. Яркие, эмоционально насыщенные рассказы взрослых производят огромнее впечатление на детей и вызовут нужные для формирования чувств эмоции.

В нашем музее оформлены альбомы, посвященные нашим односельчанам, которые отмечены правительственными наградами, которые были делегатами партийных съездов.

Есть особый уголок в нашем музее- этнографический. Он посвящен истории казаков –некрасовцев, которые более двух веков провели на чужбине и в 1961 году вернулись на историческую родину, сумев сохранить свою самобытную культуру.

Сегодня в нашей школе поисковая работа продолжается. Постоянно работает Совет музея, ребята готовят выставки, проводят экскурсии, организовывают встречи с интересными людьми, писателями, краеведами. На базе музея постоянно работает клуб «Поиск».

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные   качества  растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.

26 ноября 2010 года музей посетила Министр образования Ставропольского края Золотухина Алла Федоровна.


Просмотров: 1082 | Добавил: школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2021