Патриотизм - веками
закрепленное чувство любви к своему народу, к своей культуре, языку, к своему
родному краю.
Наша школа не первый
год работает в этом направлении. Ребята изучают историю родного края не только
по книгам, но в походах и поездках по достопримечательным местам, в
археологических изысканиях, во время встреч с интересными людьми, которые живут
рядом. А знание своих корней – основа патриотизма.
История – это
проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то
справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память
формирует духовную крепость человека». Изучение истории должно быть неразрывно
связано с краеведением и опираться на краеведение.
Академик Лихачев
Д.С., говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки:
в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Поскольку одним из
источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему
и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение
в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Любой ребенок
начинает осваивать мир с малого, и лишь потом к нему приходит понимание того,
что такое общее. Изучение прошлого своей семьи, поселка, района, края дает
возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего
края и к общей истории страны. Любовь к своей малой родине порождает гордость за
нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому
понятию- к стране, в которой ты живешь.
Благодаря
краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это
история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего
народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из
поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие,
честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства,
дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия,
чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и
благополучия человека, условие успешного развития общества.
«Лучше запоминается
то, что задевает чувства. Что любишь, то интересно. Что интересно, то и
запоминаешь». Эти слова могут служить девизом для краеведа, организующего с
учащимися сбор материала.
Ученики
знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого
прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся
«безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе.
Вряд ли можно
признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание
краеведов-следопытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о
жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с
их регионом. Поэтому считаю, что на первый план должно выступать изучение судеб
конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и
настоящего.
Центром
патриотического воспитания в нашей школе стал школьный историко-краеведеский
музей. Он был торжественно открыт накануне празднования великой даты –60-летия
Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 
Наш музей
располагает такими экспозициями, как «История поселка Кумская Долина», «История
школы», «Великая Отечественная война в судьбах наших односельчан»,
«Казаки-некрасовцы» и другие. Самый большой раздел - военной тематики. Здесь
многие экспонаты – настоящие семейные реликвии. Это отданные родными на
хранение в наш музей похоронка с фронта и письма-треугольники, удостоверения к
наградам и сами награды, солдатские каски и котелки, газеты военных лет и
фотографии. Это результат многолетних поисков. Все это время мы не прекращали
работу по сбору фотографий, документов, воспоминаний о тех трудных годах.
Многие односельчане
с трудом расставались с семейными реликвиями. Некоторые из них передавались в
наш музей на хранение в самый последний момент перед открытием, когда люди
видели, насколько трепетно и ответственно создатели музея относятся к своему
делу. Так было с Ушаковой П. А., которая принесла хранившуюся в семье с 1945
года похоронку на отца, полученную ее матерью Авиловой А. М. Сегодня – это один
из самых дорогих экспонатов раздела, посвященного Великой Отечественной войне.
Один из разделов
посвящен поисковой работе, связанной с именем пионера-героя Вани Ускова. К
50-летию Победы на территории нашей школы был открыт памятник герою и состоялась
первая встреча с его родными. И уже более 20-ти лет учащиеся нашей школы ведут
переписку с родными сестрами В. Ускова, живущими на Ставрополье и в
Москве.
Еще одно направление
нашей работы по патриотическому воспитанию – рассказы о солдатах наших дней. В
школе собран альбом, в котором помещены фотографии и сведения о наших
выпускниках, проходивших службу в «горячих точках». А в школьном музее есть
экспозиция, посвященная тем из них, кто отдал Родине свой долг до конца – ценой
своей жизни. Это участник афганской войны Кутыгин Виктор и защитник города
Буденновска от банды Басаева в июне 1995 года – Яковлев Виктор. Их родственники
передали нам на хранение фотографии, личные вещи. Они приходят к нам в школу,
встречаются с учениками и учителями, вспоминают своих самых родных людей. Они
рассказывают, какими те были обыкновенными мальчишками, совсем и не мечтавшими
стать героями. Но случилась беда, и они не струсили, спасая других, погибали
сами.

Среди наших
выпускников есть награжденные Орденами Мужества. Это Золотарев Р. Ю., Тарасевич
К. А. Встречи без пафоса и громких слов помогают нашим детям понять, что такое
любить
свою родину и быть
ее настоящими гражданами.

Одна из проблем,
связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и
мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков
и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных
организаций и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и
нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и
ценностей, разделяемых людьми того времени.
Особенно сложной для
осмысления и понимания стала история нашей страны в 20 веке, но она интересна
тем, что у детей есть возможность не только прочитать о событиях, в книгах, но и
узнать об отношении к ним очевидцев: родственников и соседей. При подготовке к
урокам, во время встреч с интересными людьми ребята узнают о судьбах своих
близких от дедушек и бабушек, а потом рассказывают о тех, кто был раскулачен,
кто оказался в лагерях, пострадав от репрессий, кто пахал на себе во время
войны, кто восстанавливал разрушенное после войны, работая за трудодни, о тех,
кто становился Героем Социалистического Труда, получал ордена и медали, кто
становился делегатом партийных съездов и депутатом Верховного Совета страны. В
данной ситуации всегда будет присутствовать элемент личностного восприятия,
когда любой излагаемый факт уже прошел через горнило собственного переживания, и
когда выработалась определенная установка на столкновение с эхом прошлого. В
процессе формирования определенных убеждений человека важное практическое
значением играют эмоции, так как без них невозможен процесс формирования чувств.
Яркие, эмоционально насыщенные рассказы взрослых производят огромнее впечатление
на детей и вызовут нужные для формирования чувств эмоции.
В нашем музее
оформлены альбомы, посвященные нашим односельчанам, которые отмечены
правительственными наградами, которые были делегатами партийных
съездов.
Есть особый уголок в
нашем музее- этнографический. Он посвящен истории казаков –некрасовцев, которые
более двух веков провели на чужбине и в 1961 году вернулись на историческую
родину, сумев сохранить свою самобытную культуру.
Сегодня в нашей
школе поисковая работа продолжается. Постоянно работает Совет музея, ребята
готовят выставки, проводят экскурсии, организовывают встречи с интересными
людьми, писателями, краеведами. На базе музея постоянно работает клуб «Поиск».
Организуя работу по
историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения:
бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем
слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и
разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в
розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к
нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально
аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий
и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе
обновления и развития общества.
Чувство патриотизма,
воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной
деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека
– любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.
26 ноября 2010 года музей посетила Министр образования Ставропольского края Золотухина Алла Федоровна. 
|